В условиях развития современного общества до сих пор остается актуальной проблема формирования и развития правовой культуры несовершеннолетних.
Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений детей и подростков. Анкетирования и опросы показывают, что только единицы воспитанников реабилитационного центра могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Ребята не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.
Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.
Начиная работу по данному направлению, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
ребят необходимо, прежде всего, учить основам демократии, так как они не знакомы не только со своими обязанностями, но и правами; не знают, что такое свобода, личность, правовое государство;
правовые нормы неотрывны от представлений о добре и зле, о красивом и безобразном, о созидательном и разрушительном. И, следовательно, должна прослеживаться тесная связь правового воспитания с нравственным и эстетическим;
о правах и обязанностях нужно говорить увлекательно. Сухая информация не доходит ни до ума, ни до сердца ребят.
Нужно, чтобы работа по формированию правовой культуры велась не эпизодически, а представляла собой целостную систему. Система работы ГБУ НСО СРЦН г.Татарск предполагает несколько этапов:
1.Этап диагностики социального состава семей несовершеннолетних позволяет получить целостную картину как групповой, так и индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками.
2.Поисковый этап позволяет определить пути решения проблемы. Он включает в себя осуществление различных форм правовой пропаганды несовершеннолетних (правовые лектории, клубы интересных встреч) повышение правовой культуры родителей (правовые всеобучи, семинары и т.д.).
3.Деятельный этап предполагает анализ полученных результатов и способов решения проблемы.
Одним из условий повышения эффективности правового воспитания является учет возрастных особенностей воспитанников, что предполагает дифференциацию средств правового воспитания.
Так, воспитанники дошкольного и младшего школьного возраста начинают осваивать незнакомый им распорядок в центре и школе, правила поведения, обязанности воспитанника и ученика, выполняют первые общественные поручения.
В процессе этой деятельности у них возникает чувство ответственности перед коллективом своей группы или класса за свои поступки, поведение.
В работе с воспитанниками 10-12 лет закрепляется их сознательное отношение к выполнению установленных Правил, нетерпимость к нарушителям дисциплины, продолжается формирование личной ответственности за свои поступки, за свое поведение перед обществом (возможность принудительного направления в специальную школу для правонарушителей).
Несовершеннолетние 13-15 лет получают общие представления о законах Российского государства, об основных правах и обязанностях граждан, учатся понимать и одобрять правила поведения в общественных местах, уметь их соблюдать.
С самыми старшими воспитанниками продолжается изучение основ российского законодательства, теоретических вопросов государства и права. Правовые положения и факты более глубоко связываются ребятами с событиями реальной жизни. На базе усвоенных правовых знаний мальчишки и девчонки овладевают умениями и навыками использования этих знаний для оценки своего поведения и поведения других людей.
В разнообразных формах воспитательного воздействия на детей и подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие занятия. Решая поставленные задачи, мы планируем ряд мероприятий, в которых участвуют сами ребята.
Это ежегодные Недели правовых знаний и детское правотворчество в виде КВНов по правовой тематике "Человек и закон", театрализованные представления "Суд над табаком" и устные журналы "Закон и мы", "Эта непонятная молодежь", часы общения "У опасной черты" и встречи воспитанников с работниками правоохранительных органов.
В центре создано постоянно существующее информационное пространство правового характера. В системе проходят занятия родительского лектория (в том числе выездные), на которых перед родителями воспитанников выступают психологи и социальные педагоги. Дети и родители принимают участие в совместных семинарах «Шаг навстречу», «Правовые основы семьи».
Учитывая тот факт, что в воспитании правовой культуры и профилактической работе по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних большое внимание уделяется организации их свободного времени, в центре созданы условия для саморазвития личности ребенка – есть возможность проявить себя в различных видах деятельности от занятий рисованием, лепкой, вышиванием до участия в спортивных соревнованиях и работе кукольного театра.
Таким образом, правовое воспитание в ГБУ НСО СРЦН г. Татарск призвано сформировать у несовершеннолетних современное правовое мышление, помочь новому поколению российской молодежи войти в жизнь более свободными и, в то же время, терпимыми и миролюбивыми.
Знай свои права