Знать свои права

Министерство труда и социального развития Новосибирской области

 Государственное автономное учреждение

Новосибирской области

"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" 

г. Татарск

 

                                                                                          

Знать свои права

 

  В условиях развития современного общества до сих пор остается актуальной проблема формирования и развития правовой культуры несовершеннолетних.

Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений детей и подростков. Анкетирования и опросы показывают, что только единицы воспитанников реабилитационного центра  могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Ребята  не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.

Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.

Начиная работу по данному направлению, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

ребят необходимо, прежде всего, учить основам демократии, так как они не знакомы не только со своими обязанностями, но и правами; не знают, что такое свобода, личность, правовое государство;

правовые нормы неотрывны от представлений о добре и зле, о красивом и безобразном, о созидательном и разрушительном. И,  следовательно, должна прослеживаться тесная связь правового воспитания с нравственным и эстетическим;

о правах и обязанностях  нужно говорить увлекательно. Сухая информация не доходит ни до ума, ни до сердца ребят.

Нужно, чтобы работа по формированию правовой культуры велась не эпизодически, а представляла собой целостную систему. Система работы ГБУ НСО СРЦН г.Татарск предполагает несколько этапов:

1.Этап  диагностики социального состава семей несовершеннолетних позволяет получить целостную картину как групповой, так и индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками.

2.Поисковый этап  позволяет определить пути решения проблемы. Он включает в себя осуществление различных форм правовой пропаганды несовершеннолетних (правовые лектории, клубы интересных встреч) повышение правовой культуры родителей  (правовые  всеобучи, семинары и т.д.).

3.Деятельный этап предполагает анализ полученных результатов и способов решения проблемы.

Одним из условий повышения эффективности правового воспитания является учет возрастных особенностей воспитанников, что предполагает    дифференциацию средств правового воспитания.

Так,  воспитанники дошкольного и младшего школьного возраста начинают осваивать незнакомый им распорядок в центре и школе, правила поведения, обязанности воспитанника и ученика, выполняют первые общественные поручения.    

В процессе этой деятельности у них возникает чувство ответственности перед коллективом своей группы или  класса  за свои поступки, поведение.

В работе с воспитанниками 10-12 лет закрепляется их сознательное отношение к выполнению установленных Правил, нетерпимость к нарушителям дисциплины, продолжается формирование личной ответственности за свои поступки, за свое поведение перед обществом (возможность принудительного направления в специальную школу для правонарушителей).

Несовершеннолетние 13-15 лет получают общие представления о законах Российского государства, об основных правах и обязанностях граждан, учатся понимать и одобрять правила поведения в общественных местах, уметь их соблюдать.

С самыми старшими воспитанниками  продолжается изучение основ российского законодательства, теоретических вопросов государства и права. Правовые положения и факты более глубоко связываются ребятами  с событиями реальной жизни. На базе усвоенных правовых знаний мальчишки и девчонки овладевают умениями и навыками использования этих знаний для оценки  своего поведения  и поведения других людей.

В разнообразных формах воспитательного воздействия на детей и подростков  важное  значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие занятия. Решая поставленные задачи,   мы планируем ряд мероприятий, в которых участвуют сами ребята.

Это ежегодные Недели правовых знаний и детское правотворчество в виде КВНов по правовой тематике "Человек и закон", театрализованные представления "Суд над табаком" и   устные журналы "Закон и мы", "Эта непонятная молодежь", часы общения "У опасной черты" и встречи воспитанников с работниками правоохранительных органов.

В центре создано постоянно существующее информационное пространство правового характера. В системе проходят занятия родительского лектория (в том числе выездные), на которых перед родителями воспитанников выступают психологи и  социальные педагоги. Дети и родители принимают участие в совместных семинарах «Шаг навстречу», «Правовые основы семьи».

Учитывая тот факт, что в воспитании правовой культуры и профилактической работе по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних большое внимание уделяется организации их свободного времени, в центре  созданы условия для саморазвития личности ребенка – есть возможность проявить себя в различных видах деятельности от занятий рисованием, лепкой, вышиванием до  участия в спортивных соревнованиях и работе кукольного театра.

Таким образом, правовое воспитание в ГБУ НСО СРЦН г. Татарск  призвано сформировать у несовершеннолетних современное правовое мышление, помочь новому поколению российской молодежи войти в жизнь более свободными и, в то же время,  терпимыми и  миролюбивыми.

Знай свои права

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»